"ТЕАТР КАК
МИССИЯ "
Взаимоотношения церкви и
театра никогда не были простыми. С первых веков истории христианства
духовные писатели бичевали современный им театр и саму профессию «лицедея»,
якобы не подобающую христианину. В допетровские времена на Руси священнослужители
на разные лады проклинали скоморохов – бродячих актеров. И даже в предреволюционной
России, за два прошедших с петровских реформ века свыкшейся с европейским
бытом и его светскими атрибутами, сохранилось представление о несовместимости
театра и христианства, выражавшееся в ежегодном закрытии театров на
время Великого поста.
Спектакли же Театра духовной драмы «Пилигрим» наводят на мысль о том,
чтобы посоветовать христианам именно постом ходить на них, и по возможности
регулярно. Если, конечно, понимать пост не в уныло-законнических категориях
неядения, нехождения и неделания, а в духе подлинной христианской традиции,
призывающей прожить это время с особым духовным напряжением, невозможным
без углубленного размышления над своим внутренним миром и путями в мире
окружающем.
Когда в небольшом зале Дома культуры «На Петровских линиях» в Москве
играет свои спектакли театр «Пилигрим», здесь не встретить публики в
роскошных костюмах и вечерних туалетах. В такие дни сюда приходят те,
кому нужна не «тусовка», а духовная пища. Это словосочетание, уже давно
затертое из-за привычки называть им любую «художественную продукцию»,
независимо от ее качества и степени родства с областью Духа, в данном
случае совершенно оправданно. В зале действительно царит атмосфера духовности,
та, что согласно аксиоме христианского опыта, способствует общению людей,
сближая и породняя их, как не может никакая «тусовка». Здесь часто бывает
так, что зрители, проникшись духом и смыслом увиденного и услышанного,
не торопятся расходиться по окончании действа, и уже традиционным стал
их разговор после спектакля с его создателями – теплый, почти домашний,
исполненный искренней взаимной благодарности сцены и зала.
Спектакли театра – наглядная иллюстрация того, что верующему, в частности
– православному художнику вполне можно и должно не «стилизоваться» в
духе плоской и преимущественно внешней религиозности, подавая ее в псевдотрадиционной
упаковке, но попытаться увлечь зрителя в истинно духовное измерение,
на экзистенциальную глубину, ко всей сложности проблем человека, его
отношений с Богом и с Божьим голосом внутри себя – совестью, отношений
с миром и людьми. В сюжетах произведений Людмилы Мезенцевой, автора
большинства пьес репертуара театра и постановщика спектаклей, вера и
крест, пророчество и жертва – не абстрактные слова-заклинания из плохой
проповеди, но реальность, присутствующая в жизни персонажей; в них зритель
призван узнать себя и ближнего, в происходящем на сцене – жизнь свою
и мира, а главное – присутствие и действие в этой жизни Христа. Подлинный
пророк, носитель Божественного откровения как образе Божием становится
жертвой неспособного понять его окружающего мира («Дорогой Гоги»). Герои
пьесы «Корабль» собраны на одной пристани и ждут вроде бы одного судна,
а те, кто дождался, вместе плывут на нем, но, как выясняется, к разным
целям – в зависимости от того, кто во что по-настоящему верит; разными
в итоге оказываются и плоды. Тема спектакля «Камера забытых вещей» трудный
путь духовного созревания и происходящий по мере «взросления» переход
от мнимых ценностей к истинным. Особенно мучительно обращение, если
в начале пути ты уверен, что уж сам-то создаешь ценности безусловные,
как случилось с героем спектакля – молодым и популярным писателем.
В этом болезненном, но исцеляющем процессе расставания с привязанностью
к данным Богом дарам как к собственному капиталу и состоит для художника-христианина
выполнение евангельской заповеди о нищете духа. На первый, поверхностный
взгляд здесь вроде бы парадокс: какая нищета может быть у обладателя
бесценного дара творчества? Но автор уверен: без осознания того, что
дар этот – Божий и дан для служения Ему и людям, невозможно приступать
к решению задачи христианской проповеди средствами искусства. На путях
нищеты духа перегорает всякая гордыня, опасностью которой так часто
мотивируют отказ от любого творчества, и только на этих путях можно
рассчитывать на успех в подлинном смысле слова, успех, состоящий в раскрытии
все новых и новых человеческих сердец навстречу Христу.